Back to Top

журнал о клиентском сервисе

E-LEARNING: практические рекомендации от эксперта
 

Основные направления деятельности Виктории Савицкой: обучение внутренних разработчиков, создание электронных курсов, аудит СДО. Опыт в сфере e-learning более 5 лет. Руководила Отделом разработки интерактивных курсов и обучением разработчиков в компании Юлмарт.

 Команда разработчиков Юлмарта является победителем конкурса Best in e-learning (в номинации Лучший электронный курс, созданный внутренними разработчиками компании) в 2014 и 2015 гг. В 2016 году все представленные на конкурс курсы вошли в ТОП.

В настоящее время в «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в круг задач Виктории входит полный цикл создания электронных курсов. Она регулярно выступает в роли спикера на конференциях. Активно работает на фрилансе. В 2016, 2017 г. — в составе экспертов на конкурсе Best in e-learning, первое место (в составе команды) в Турнире Разработчиков CourseLab, ментор на курсе по игрофикации на stepik.org. В 2018 г.  — организатор турнира разработчиков электронных курсов «Белые ночи».

На 5th QUORUM E-LEARNING 360 RUSSIA SUMMIT 2018 Виктория Савицкая представляет мастер-класс «Как разрабатывать курсы быстро и вовремя?».

 

Виктория, расскажите, пожалуйста, как строится современный электронный курс?

 

Есть огромное количество подходов к созданию электронных курсов. С моей точки зрения, начиная разработку необходимо точно понять, зачем нужен курс? Какова его цель? Далее продумать упражнения, позволяющие решить проблему. И только после этого подбирать теоретический материал, помогающий выполнить эти упражнения. Мы все знаем, что то, что мы изучаем через действия, запоминается лучше всего.

Еще один важный момент – пользователь должен четко понимать, в чем польза от прохождения курса. Зачем его изучать? Очень хорошо в этом случае помогает приближение к реальной действительности. Например, если мы расскажем в курсе про этапы продаж и будем задавать пользователю вопросы из разряда: сколько всего есть этапов продаж? Сомнительно, что пользователь осознает пользу от этого курса. Лучше предложить конкретные методы работы с возражениями или выявления потребностей, отработать эти методы в форме диалогового тренажера. А еще при оформлении курса использовать фоны и атрибутику компании заказчика! А еще привлечь к съемке реальных менеджеров! А еще показать, как повлияет умение найти контакт с клиентом на продажи и зарплату! Согласитесь, другой подход?!

 

 

Как Вы считаете, какие темы легко переложить на электронный формат, а какие все-таки нуждаются в смешанном подходе?

 

Идея «давайте переложим в электронку все», действительно, может возникнуть, потому что это выгодно и доступно. Увы, это ошибка. Возьмем те же самые продажи. Теорию — этапы продаж, методы обработки возражений — легко можно «упаковать» в e-learning.  А вот подробную отработку самих диалогов я рекомендую оставить в очном тренинге, потому что ни один тренажер не может на 100% описать ту действительность, в которой мы живем. Оффлайн тренировка гораздо живее и полезнее.

 

Виктория, в чем специфика потоковой разработки курсов?

 

У нас в «ЛУКОЙЛ — Северо-Западнефтепродукт» запущен проект программного обучения линейного персонала. В программу входит большой объем курсов, охватывающих практически все компетенции работников. Чтобы обеспечить своевременную подготовку качественного материала, мы используем потоковую разработку. Она, позиционируется на единстве подачи учебного  материала и едином дизайне.

Благодаря удобному и грамотному шаблону, работа движется довольно быстро, потому что нам не надо к каждому проекту привлекать дизайнера, придумывать «истории» и «сюжеты». Визуально курсы похожи, разница — в контенте.

 

 

Сколько человек нужно для разработки одного курса?

 

Если речь о потоковой разработке в нашей Компании , то мы работаем вчетвером – нашей командой Корпоративного центра компетенций. Очень большую помощь нам оказывают наши эксперты — специалисты учебных центров, коммерсанты, опытные работники, у которых мы узнаем очень ценные практические детали, коллеги дают нам советы, делятся находками, всю эту информацию мы «зашиваем» в курсы.

Если говорить о том, как в принципе лучше работать, когда создаешь курсы, то в каждом случае есть свои плюсы и минусы. Когда человек один работает, он очень сильно экономит время на коммуникациях: ему не надо ни с кем договариваться, передавать проект, объясняя, как он видит каждый элемент и общую концепцию. Однако в индивидуально формате есть риск, что у разработчика может не хватить компетенций по какому-то из направлений (например, дизайну). В командной работе многое зависит от руководителя проекта. Он должен выстроить взаимодействие, работу с информацией, временные рамки, иначе можно не уложиться в отведенные сроки.

 

Виктория, с какими причинами чаще всего связаны проблемы с выполнением дедлайна?

 

Нарушение дедлайна, действительно, одна из самых частых проблем у разработчиков. Кто-то неверно выстроил планирование с самого начала, у кого-то затянулся процесс согласования с заказчиком. Самая распространенная причина заключается в том, что бизнес хочет «учить вчера». И задача разработчика именно в том, чтобы предложить разные варианты решения ситуации. Если тушим пожар прямо сейчас, то делаем памятку, которую уже завтра можно раздать сотрудникам, чтобы облегчить им жизнь и избавить от ошибок, которые они сейчас допускают. Если речь идет об устранении потенциальных причин возгорания, то времени, конечно, нужно больше.  Мы выстраиваем целенаправленное, спланированное обучение.

Перед началом работы, когда мы общаемся с заказчиком, надо все-таки понять, на что мы ориентируемся, оценить все риски, рассчитать временной ресурс, зафиксировать договоренность с заказчиком и только после этого можно приступать к выполнению задачи. При таком подходе нарушений сроков практически не бывает!

 

 

Как вы считаете, в чем основная ценность 5th QUORUM E-LEARNING 360 RUSSIA SUMMIT 2018 для его участников?

 

Саммит по электронному обучению – это прекрасное мероприятие, где собираются профессионалы электронного обучения. Это площадка именно для общения, получения опыта – кейсы, идеи, подходы, решения. С таких встреч возвращаешься с желанием воплотить увиденное и услышанное у себя в компании. Но не просто скопировать, а адаптировать идеи и задумки к потребностям своих внутренних заказчиков. Уверена, что каждый участник посетит Саммит с пользой. Всем советую!

Виктория Савицкая

ведущий специалист
Корпоративного центра компетенций
«ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»,
г.Санкт-Петербург

Оформить подписку