Как появился Аджайл
Раньше продукты делали сразу целиком. Для этого они шли по цепочке: «идея → техзадание → дизайн → программирование → тестирование → релиз». Если на этапе дизайна появлялась новая идея, приходилось игнорировать её или переделывать все предыдущие этапы. Это было неудобно — проект или получался хуже, чем мог бы, или растягивался во времени и не укладывался в бюджет.
Прогрессивные разработчики стали пробовать новые подходы к работе. Так появились экстремальное программирование, Скрам и ещё с десяток новых техник. Команды могли тестировать и изменять продукты в процессе работы, за это такие подходы назвали «гибкими». Эксперименты оказались удачными: клиенты получали отличные продукты, разработчики выдерживали сроки и бюджеты, а размеры компании не влияли на продуктивность команд.
Из материалов компании Unusual Concepts
Сергей, дайте, пожалуйста, краткий комментарий, откуда «пришли» Скрам и Аджайл.
Начнем с того, что термин «Скрам» старее, чем «Аджайл». Впервые слово «Скрам» было использовано японцами Хиротакой Такеучи и Икуджиро Нонакой в 1986 году в их статье для Harvard Business Review «Новая новая игра по разработке продукта» («The New New Product Development Game»). Авторы описали своеобразный подход, который позволит увеличить скорость и гибкость создания продуктов.
На базе их статьи Джеф Сазерленд и Кен Швабер в 1992 году сформулировали основные принципы, роли, артефакты и события в Скраме и впервые представили общественности на конференции в 1995 году.
Слово Аджайл в текущем его значением родилось в 2001 году, когда 17 консультантов-разработчиков, собрались обсудить облегчённые подходы к созданию продуктов таких как Скрам, Экстремальное программирование, DSDM, Crystal Clear, RAD, FDD и им подобные. В ходе их работы были сформулирован документ – «Манифест гибкой разработки продуктов», декларирующий ценности Аджайл.
Где может применяться Скрам?
Скрам давно вышел за рамки IT, где он первоначально зародился. В первую очередь этот подход нужен в среде высокой неопределенности. Когда проекты или продукты очень сложны, риски высоки и вероятность провала очень велика, когда нужно постоянно собирать обратную связь с рынка и создавать продукт совместно с клиентом.
В руководстве по Скрам есть следующие строки:
«Скрам применялся для разработки программного обеспечения, оборудования, встроенного программного обеспечения, автономных транспортных средств и микробиологических исследований. Скрам использовался в школах, правительстве, маркетинге, в управлении организациями — повсеместно и повседневно в жизни отдельных людей и сообществ.
В современном мире резко возросли сложность технологий, поведения рынков и окружающей среды, а также их взаимодействие. В этих условиях сложности и неопределенности Скрам ежедневно подтверждает свою пользу и необходимость применения».
Верно ли будет сказать, что Скрам — альтернатива классическому управлению проектами?
Да, такое высказывание будет верным, если уточнить, что это альтернатива для работы в условиях высокой неопределенности. Однако это утверждение не означает, что Скрам пришёл на смену классическому управлению проектами и полностью заменит его. У этих подходов лишь разные области применения. Классическим подходам всегда будет место и потребность в руководителях проектов не исчезнет.
В чем особенность компетенций Скрам-мастера и его роли в работе с командой?
Первое, что важно понять, что такой роли не было до этого ни в каких известных миру подходах. Неверным будет переименовать руководителя проекта или линейного руководителя в Скрам-мастера и надеяться на то, что он сможет хорошо справляться с этой работой.
Второе: данная роль полностью лишена какой-либо власти. Скрам-мастер не может приказать команде что-то сделать или не делать. Он не может заставить команду или ее отдельных членов выполнить какие-либо действия силой. Эта роль лидера иного типа, который должен сделать так, чтобы команда захотела сделать то, что правильно. Скрам-мастер — это своего рода командный психолог, нежели авторитарный руководитель.
С чем связана такая высокая популярность Аджайл?
В последнее время мир все более ускоряется, изменения на рынке происходят все динамичнее, клиенты меняют свои предпочтения и поставщиков услуг и сервисов с ужасающей скоростью. Компаниям нужно организовывать свою работу кардинально иным образом, чтобы оставаться релевантными, доставлять ценность до клиентов быстрее, снижать стоимость предоставляемых ими услуг и иметь возможность быстро переориентироваться на другие продукты и рынки. Именно это и несёт с собой Аджайл как образ мышления и набор специфических инструментов.
Интерес к этой теме — вопрос выживания в конкурентной среде, и, как правильно заметил Герман Греф, компании, которые не станут Аджайл сегодня, станут лузерами завтра.
Сравним, как отличаются составы команд, процесс работы и результат с аджайловым образом мышления и без него.
Допустим, две условные пекарни хотят наладить производство и продажу новых пирожных.
Традиционная пекарня
Новыми рецептами занимаются шеф и технолог. Мнение кондитеров и продавцов учитываться не будет: первым дадут готовые инструкции для работы, вторым — готовую продукцию.Шеф и технолог будут отчитываться перед директором пекарни. А он — хвалить или ругать за неудачный проект.
Аджайловая пекарня
Для создания рецепта привлекут всех, кто будет работать с новой выпечкой: кондитеров, продавцов из розничных магазинов, специалистов отдела доставки и закупки продуктов, владельца пекарни, технолога и шефа. И обязательно — реальных покупателей.В Команде нет начальников и иерархии. Решение принимают профессионалы, которые вместе отвечают за успех или неудачу.
Аджайл — это быть командами профессионалов, которым не нужен начальник
Процесс работы тоже отличается: строгое распределение функций в традиционной пекарне и совместные эксперименты Команды:
Традиционная пекарня
Владелец пишет письмо шефу о том, что надо выпустить новую выпечку, и больше не вмешивается в работу.Шеф выбирает, какое пирожное будет выпускать пекарня, технолог разрабатывает рецепт и документацию.
Иногда шеф и технолог вместе экспериментируют над рецептом, но редко привлекают пекарей с производства. Каждый работает над своим кусочком работы.
Аджайловая пекарня
Владелец магазина рассказывает, почему хочет новые пирожные и какая себестоимость будет выгодна пекарне. Продавцы уточняют, какие пирожные просят покупатели. Закупщики предлагают продукты, на которые сейчас выгодные цены.Поиск идеального рецепта основан на эксперименте. Команда придумывает рецепт, печёт пробную партию и получает отзывы на дегустации. И так несколько раз, пока не получится идеальный вариант.
Из материалов компании Unusual Concepts
Для каких задач подходит Аджайл?
Аджайл, как образ мышления, нацелен на оптимизацию в трех направления:
1) Повышение доставки ценности до клиентов.
2) Снижение стоимости транзакций.
3) Снижение стоимости изменений.
Первый пункт не требует комментариев, а два других поясню.
Создавая ценность для клиентов, вы предпринимаете какие-то действия внутри организации. Снижая количество этих действий или их стоимость, ваша компания сможет сэкономить, и либо повысить свои прибыли, либо поделиться этой экономией со своими клиентами, сделав свои продукты дешевле. Это и есть снижение стоимости транзакций.
Ваша компания всегда движется в каком-либо направлении согласно стратегическому видению ее собственников или высшего руководства. Когда на рынке появляется какая-то возможность заработать, вы, в теории, можете развернуть всю компанию и бросить все силы на то, чтобы воспользоваться этой открывшейся возможностью. Но перебросить все ваши силы на это новое направление будет стоить определенных денег, энергии руководства, получения новых знаний, технологий и прочих затрат. Снизить стоимость этих изменений поможет работа команды в формате Аджайл.
Сергей, как получилось, что Вы сами оказались в этом направлении, что привлекает именно Вас в специализации тренера по Скраму?
Тренерство само по себе мне не очень интересно. Ведь тренер в отрыве от выполнения тех действий, которым он учит, быстро становится неактуальным, поэтому мне, конечно, более интересна история применения моих знаний на практике. Именно поэтому я называю себя бизнес-терапевтом, который помогает найти и решить системные проблемы в организациях.
Часть моей работы, в данном случае, тренерство, и если говорить именно о нем, то я нахожу радость в том, когда делюсь с другими людьми теми ценностями, которые несёт с собой Скрам, тем мировоззрением, которое формирует аджайловый образ мышления. Мне кажется, что я освобождаю людей из офисного рабства, помогаю им вернуть здравый смысл в работу и вижу, как снова начинают гореть глаза у многих людей, соприкасающихся с нами.
Именно поэтому я не считаю то, что делаю, работой. Это кайф, за который мне ещё и платят.
Манифест
Чтобы выстроить работу в духе Аджайла, пекарня из нашего примера использовала в работе постулаты «Манифеста»:
- люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов,
- работающий Продукт важнее исчерпывающей документации,
- сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта,
- готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Из материалов компании Unusual Concepts
Материал подготовлен совместно с CX-Forum