Back to Top

журнал о клиентском сервисе

Пекарня Аджайл
 

Unusual Concepts — объединение сертифицированных тренеров и коучей по гибким подходам от ScrumAlliance, Scrum.org, Lean Kanban University, Management 3.0.

Как появился Аджайл

Раньше продукты делали сразу целиком. Для этого они шли по цепочке: «идея → техзадание → дизайн → программирование → тестирование → релиз». Если на этапе дизайна появлялась новая идея, приходилось игнорировать её или переделывать все предыдущие этапы. Это было неудобно — проект или получался хуже, чем мог бы, или растягивался во времени и не укладывался в бюджет.

Прогрессивные разработчики стали пробовать новые подходы к работе. Так появились экстремальное программирование, Скрам и ещё с десяток новых техник. Команды могли тестировать и изменять продукты в процессе работы, за это такие подходы назвали «гибкими». Эксперименты оказались удачными: клиенты получали отличные продукты, разработчики выдерживали сроки и бюджеты, а размеры компании не влияли на продуктивность команд.

Из материалов компании Unusual Concepts

 

Сергей, дайте, пожалуйста, краткий комментарий, откуда «пришли» Скрам и Аджайл.

Начнем с того, что термин «Скрам» старее, чем «Аджайл». Впервые слово «Скрам» было использовано японцами Хиротакой Такеучи и Икуджиро Нонакой в 1986 году в их статье для Harvard Business Review «Новая новая игра по разработке продукта» («The New New Product Development Game»). Авторы описали своеобразный подход, который позволит увеличить скорость и гибкость создания продуктов.

На базе их статьи Джеф Сазерленд и Кен Швабер в 1992 году сформулировали основные принципы, роли, артефакты и события в Скраме и впервые представили общественности на конференции в 1995 году.

Слово Аджайл в текущем его значением родилось в 2001 году, когда 17 консультантов-разработчиков, собрались обсудить облегчённые подходы к созданию продуктов таких как Скрам, Экстремальное программирование, DSDM, Crystal Clear, RAD, FDD и им подобные. В ходе их работы были сформулирован документ – «Манифест гибкой разработки продуктов», декларирующий ценности Аджайл.

 


Dmitriev4


 

Где может применяться Скрам?

Скрам давно вышел за рамки IT, где он первоначально зародился. В первую очередь этот подход нужен в среде высокой неопределенности. Когда проекты или продукты очень сложны, риски высоки и вероятность провала очень велика, когда нужно постоянно собирать обратную связь с рынка и создавать продукт совместно с клиентом.

В руководстве по Скрам есть следующие строки:

«Скрам применялся для разработки программного обеспечения, оборудования, встроенного программного обеспечения, автономных транспортных средств и микробиологических исследований. Скрам использовался в школах, правительстве, маркетинге, в управлении организациями — повсеместно и повседневно в жизни отдельных людей и сообществ.

В современном мире резко возросли сложность технологий, поведения рынков и окружающей среды, а также их взаимодействие. В этих условиях сложности и неопределенности Скрам ежедневно подтверждает свою пользу и необходимость применения».

 

Верно ли будет сказать, что Скрам — альтернатива классическому управлению проектами?

Да, такое высказывание будет верным, если уточнить, что это альтернатива для работы в условиях высокой неопределенности. Однако это утверждение не означает, что Скрам пришёл на смену классическому управлению проектами и полностью заменит его. У этих подходов лишь разные области применения. Классическим подходам всегда будет место и потребность в руководителях проектов не исчезнет. 

 

В чем особенность компетенций Скрам-мастера и его роли в работе с командой?

Первое, что важно понять, что такой роли не было до этого ни в каких известных миру подходах. Неверным будет переименовать руководителя проекта или линейного руководителя в Скрам-мастера и надеяться на то, что он сможет хорошо справляться с этой работой.

Второе: данная роль полностью лишена какой-либо власти. Скрам-мастер не может приказать команде что-то сделать или не делать. Он не может заставить команду или ее отдельных членов выполнить какие-либо действия силой. Эта роль лидера иного типа, который должен сделать так, чтобы команда захотела сделать то, что правильно. Скрам-мастер — это своего рода командный психолог, нежели авторитарный руководитель.

 

С чем связана такая высокая популярность Аджайл?

В последнее время мир все более ускоряется, изменения на рынке происходят все динамичнее, клиенты меняют свои предпочтения и поставщиков услуг и сервисов с ужасающей скоростью. Компаниям нужно организовывать свою работу кардинально иным образом, чтобы оставаться релевантными, доставлять ценность до клиентов быстрее, снижать стоимость предоставляемых ими услуг и иметь возможность быстро переориентироваться на другие продукты и рынки. Именно это и несёт с собой Аджайл как образ мышления и набор специфических инструментов.

Интерес к этой теме — вопрос выживания в конкурентной среде, и, как правильно заметил Герман Греф, компании, которые не станут Аджайл сегодня, станут лузерами завтра.

 

Сравним, как отличаются составы команд, процесс работы и результат с аджайловым образом мышления и без него.

Допустим, две условные пекарни хотят наладить производство и продажу новых пирожных.

Традиционная пекарня
Новыми рецептами занимаются шеф и технолог. Мнение кондитеров и продавцов учитываться не будет: первым дадут готовые инструкции для работы, вторым — готовую продукцию.

Шеф и технолог будут отчитываться перед директором пекарни. А он — хвалить или ругать за неудачный проект.

Аджайловая пекарня
Для создания рецепта привлекут всех, кто будет работать с новой выпечкой: кондитеров, продавцов из розничных магазинов, специалистов отдела доставки и закупки продуктов, владельца пекарни, технолога и шефа. И обязательно — реальных покупателей.

В Команде нет начальников и иерархии. Решение принимают профессионалы, которые вместе отвечают за успех или неудачу.

Аджайл — это быть командами профессионалов, которым не нужен начальник

Процесс работы тоже отличается: строгое распределение функций в традиционной пекарне и совместные эксперименты Команды:

Традиционная пекарня
Владелец пишет письмо шефу о том, что надо выпустить новую выпечку, и больше не вмешивается в работу.

Шеф выбирает, какое пирожное будет выпускать пекарня, технолог разрабатывает рецепт и документацию.

Иногда шеф и технолог вместе экспериментируют над рецептом, но редко привлекают пекарей с производства. Каждый работает над своим кусочком работы.

Аджайловая пекарня
Владелец магазина рассказывает, почему хочет новые пирожные и какая себестоимость будет выгодна пекарне. Продавцы уточняют, какие пирожные просят покупатели. Закупщики предлагают продукты, на которые сейчас выгодные цены.

Поиск идеального рецепта основан на эксперименте. Команда придумывает рецепт, печёт пробную партию и получает отзывы на дегустации. И так несколько раз, пока не получится идеальный вариант.

Из материалов компании Unusual Concepts

 


Dmitriev3


 

Для каких задач подходит Аджайл?

Аджайл, как образ мышления, нацелен на оптимизацию в трех направления:

1) Повышение доставки ценности до клиентов.

2) Снижение стоимости транзакций.

3) Снижение стоимости изменений.

Первый пункт не требует комментариев, а два других поясню.

Создавая ценность для клиентов, вы предпринимаете какие-то действия внутри организации. Снижая количество этих действий или их стоимость, ваша компания сможет сэкономить, и либо повысить свои прибыли, либо поделиться этой экономией со своими клиентами, сделав свои продукты дешевле. Это и есть снижение стоимости транзакций.

Ваша компания всегда движется в каком-либо направлении согласно стратегическому видению ее собственников или высшего руководства. Когда на рынке появляется какая-то возможность заработать, вы, в теории, можете развернуть всю компанию и бросить все силы на то, чтобы воспользоваться этой открывшейся возможностью. Но перебросить все ваши силы на это новое направление будет стоить определенных денег, энергии руководства, получения новых знаний, технологий и прочих затрат. Снизить стоимость этих изменений поможет работа команды в формате Аджайл.

 

Сергей, как получилось, что Вы сами оказались в этом направлении, что привлекает именно Вас в специализации тренера по Скраму?

Тренерство само по себе мне не очень интересно. Ведь тренер в отрыве от выполнения тех действий, которым он учит, быстро становится неактуальным, поэтому мне, конечно, более интересна история применения моих знаний на практике. Именно поэтому я называю себя бизнес-терапевтом, который помогает найти и решить системные проблемы в организациях. 

Часть моей работы, в данном случае, тренерство, и если говорить именно о нем, то я нахожу радость в том, когда делюсь с другими людьми теми ценностями, которые несёт с собой Скрам, тем мировоззрением, которое формирует аджайловый образ мышления. Мне кажется, что я освобождаю людей из офисного рабства, помогаю им вернуть здравый смысл в работу и вижу, как снова начинают гореть глаза у многих людей, соприкасающихся с нами.

Именно поэтому я не считаю то, что делаю, работой. Это кайф, за который мне ещё и платят.

Манифест

Чтобы выстроить работу в духе Аджайла, пекарня из нашего примера использовала в работе постулаты «Манифеста»:

  • люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов,
  • работающий Продукт важнее исчерпывающей документации,
  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта,
  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Из материалов компании Unusual Concepts

 


Материал подготовлен совместно с CX-Forum


 

Сергей Дмитриев

 
бизнес-аджилити коуч, консультант по организации и управлению бизнесом. Единственный в России сертифицированный тренер по Скраму от Скрам Альянса,
компания Unusual Concepts
г. Москва,
 
 

Оформить подписку